Распоряжение администрации Владимирской обл. от 20.03.2015 N 136-р "Об утверждении Плана мероприятий "



АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. № 136-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ")
"РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2015 - 2018 ГОДЫ)"

В соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области":
1. Утвердить "План мероприятий ("дорожную карту") "Расширение доступа негосударственных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг во Владимирской области (2015 - 2018 годы)" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике.
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.

Губернатор области
С.Ю.ОРЛОВА
Владимир
20 марта 2015 года
№ 136-р





Приложение
к распоряжению
администрации
Владимирской области
от 20.03.2015 № 136-р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПА
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2015 - 2018 ГОДЫ)"

I. Общее описание "дорожной карты"

Реализация "дорожной карты" "Расширение доступа негосударственных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг во Владимирской области (2015 - 2018 годы)" позволит обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания за счет расширения видов участия негосударственных организаций, прежде всего - некоммерческих, в предоставлении социального обслуживания в различных формах (на дому, в полустационаре, в стационаре).
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступивший в силу с 01.01.2015, устанавливает в качестве основных принципов:
- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
- адресность предоставления социальных услуг;
- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг.
В целом система социального обслуживания Владимирской области обеспечивает потребности граждан в социальных услугах на 99%. Практически каждый третий житель области является получателем мер социальной поддержки, социальной помощи или социального обслуживания.
Вместе с тем государственная система оформилась и развивалась исключительно в рамках ранее действовавшего законодательства. Изменившееся правовое поле позволяет говорить о необходимости своевременного и комплексного решения целого ряда проблем.
1. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания.
1.1. Сохраняется очередность на получение социальных услуг в стационарных учреждениях психоневрологического профиля (на 01.01.2015 ожидают помещения в психоневрологические интернаты более 500 человек, в дома-интернаты общего профиля - около 50 человек).
В первую очередь это связано с неблагоприятными социально-демографическими процессами - старением населения; социальным одиночеством; высоким уровнем граждан, имеющих инвалидность и частично или полностью утративших способность к самообслуживанию в результате асоциального образа жизни, злоупотребления алкоголем и т.д.
Кроме того, с развитием государственной системы домов-интернатов, обустройством их материально-технической базы, повышением качества оказываемых ими услуг растет доверие населения к этим учреждениям.
Несмотря на то, что в области практически ежегодно открывается 1 - 2 учреждения стационарного социального обслуживания, решить проблему очередности без привлечения дополнительных организационных, финансовых, человеческих ресурсов вряд ли представляется возможным. Негосударственный сектор экономики и некоммерческие организации (далее - НКО) области обладают достаточным объемом таких ресурсов.
1.2. В соответствии с требованиями Федерального закона в области сформирована и ведется информационная система "Реестр поставщиков социальных услуг во Владимирской области". Включение поставщиков социальных услуг в Реестр осуществляется добровольно и на безвозмездной основе.
По состоянию на 01.02.2015 в Реестр не включено ни одной негосударственной организации, предоставляющей социальные услуги. В то же время, по данным областного управления Федеральной налоговой службы, более 120 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Владимирской области, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с их учредительными и организационно-правовыми документами могут предоставлять социальные услуги населению.
В большой степени инертность негосударственного сектора может объясняться сложившимся стереотипом: "социальные услуги - низкодоходная сфера деятельности".
Вместе с тем, благодаря продуктивной и последовательной работе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на федеральном уровне приняты нормативные правовые акты, формирующие прямо противоположную оценку, в частности:
- упрощен порядок выделения земельных участков под застройку объектами социального назначения (в первую очередь - социального обслуживания);
- установлена налоговая ставка 0% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению социальных услуг в качестве основного вида;
- предоставлена возможность реализации проектов государственно-частного партнерства в рамках концессионных соглашений между органами госвласти и частными инвесторами о строительстве и управлении социальными учреждениями (в том числе путем размещения в таких организациях государственного задания, обеспеченного финансированием из бюджета).
Кроме того, вступившим в силу Федеральным законом существенно упрощаются условия доступа к бюджетному финансированию, их всего 2: соблюдение установленных порядков (стандартов) оказания услуг; включенность в государственный реестр поставщиков (в заявительном порядке).
Изменить ситуацию со слабой информированностью негосударственного сектора о новых возможностях предоставления социальных услуг поможет реализация скоординированных мер, направленных на развитие инфраструктуры поддержки деятельности социально ориентированных НКО, добровольчества и социального предпринимательства.
2. Целями "дорожной карты" являются:
2.1. Совершенствование нормативной правовой базы Владимирской области, регулирующей вопросы предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания независимо от форм собственности.
2.2. Развитие рынка социальных услуг путем привлечения организаций различных организационно-правовых форм, предоставляющих социальные услуги.
2.3. Повышение качества предоставляемых населению области социальных услуг за счет повышения конкуренции, развития новых форм и технологий социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых социальных услуг, а также числа организаций, в которых возможно получение таких услуг на сопоставимых условиях.
3. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
3.1. Принятие (корректировка) нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания, регулирующих вопросы предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания независимо от их организационно-правовой формы.
3.2. Оптимизация структуры сети и штатной численности государственных учреждений социального обслуживания населения с учетом фактической потребности и на основании обоснованного расчета.
3.3. Привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных НКО, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания с учетом индивидуальной нуждаемости клиентов, обеспечения социального сопровождения.
3.4. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
4. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны:

№ п/п
Наименование контрольного показателя
Ед. изм.
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1.
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, в том числе:
%
99,2
99,6
99,6
100
в стационарной форме социального обслуживания (общего профиля)
100
100
100
100
в стационарной форме социального обслуживания (психоневрологического профиля)
96,1
97,9
97,9
100
в стационарной форме социального обслуживания (для детей-инвалидов)
100
100
100
100
в полустационарной форме социального обслуживания
100
100
100
100
в форме социального обслуживания на дому
100
100
100
100
2.
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности
%
1,5
2
3
5
3.
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги и включенных в реестр поставщиков социальных услуг, от общего количества таких организаций всех форм собственности
%
4,4
6,7
8,8
10

II. План мероприятий

N
п/п
Мероприятия
Ожидаемые результаты
Срок реализации
Ответственный исполнитель
1. Анализ ситуации в сфере предоставления социальных услуг организациями всех форм собственности, потребности населения области в социальном обслуживании
1.1.
Оценка доступности, достаточности и качества предоставления социальных услуг населению государственными учреждениями
Проведение мониторинга качества и доступности государственных услуг в сфере социального обслуживания с участием пользователей услуг и подведение итогов
01.04.2015,
далее - ежегодно в IV квартале
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
1.2.
Расчет потребностей области в развитии сети организаций социального обслуживания
Расчет потребностей в развитии сети организаций социального обслуживания в разрезе муниципальных образований с учетом рекомендаций Минтруда России;
обсуждение расчета потребностей в развитии сети организаций социального обслуживания на заседании Общественного совета при департаменте социальной защиты населения администрации области
01.04.2015,
корректировка - ежегодно в IV квартале
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Общественный совет при департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области
1.3.
Анализ (мониторинг) негосударственного сектора предоставления социальных услуг в разрезе муниципальных образований
Сформировать список НКО, осуществляющих (желающих осуществлять) предоставление социальных услуг по видам и формам, в разрезе муниципальных образований
01.04.2015
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
1.4.
Анализ областного законодательства на предмет внесения необходимых изменений и уточнений по вопросам предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания независимо от их организационно-правовой формы
Предложения по внесению необходимых изменений и уточнений в нормативные правовые акты области (при наличии) включить в План законодательной инициативы и нормотворческой деятельности
01.05.2015
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
1.5.
Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания
Контроль качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
Повышение качества деятельности поставщиков социальных услуг
По отдельному плану
Общественный совет по независимой оценке качества при департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области
2. Совершенствование нормативной правовой базы Владимирской области, регулирующей вопросы предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания независимо от форм собственности (в рамках полномочий субъектов Российской Федерации, установленных положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации")
2.1.
Внесение изменений в областные нормативные правовые акты (по мере необходимости)
Принятие (корректировка) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания независимо от организационно-правовых форм
В течение
2015 года
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
2.2
Внесение изменений в Перспективную схему размещения и развития стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Владимирской области до 2020 года
Корректировка мероприятий и сроков их исполнения, включенных в Перспективную схему, с подготовкой отчета в Минтруда России
Ежегодно в сроки, установленные Минтруда России
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
3. Организационные мероприятия, направленные на формирование условий для расширения доступа негосударственных НКО к оказанию социальных услуг
3.1.
Подготовка и реализация соглашений, постановлений о порядке межведомственного взаимодействия по вопросам предоставления социальных услуг и социального сопровождения поставщиками социальных услуг независимо от организационно-правовых форм
Совершенствование системы межведомственного взаимодействия
01.06.2015
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
3.2.
Обеспечение участия социально ориентированных НКО в работе Общественного совета.
Рассмотрение Общественным советом вопросов расширения доступа негосударственных НКО к оказанию социальных услуг
Привлечение социально ориентированных НКО к работе Общественного совета;
повышение открытости деятельности органов государственной власти в сфере социального обслуживания

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Общественный совет при департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области
3.3.
Формирование и реализация Плана мероприятий по координации деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания с участием Общественного совета при департаменте социальной защиты населения
Координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания
Ежегодно
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Общественный совет при департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области
3.4.
Проведение рабочих встреч с руководителями социально ориентированных НКО
Обсуждение способов и условий привлечения НКО, негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, действующих на территории соответствующих муниципальных образований, к предоставлению социальных услуг в качестве поставщиков (в первую очередь к предоставлению услуг, которые способствуют сокращению очередности в стационарные учреждения социального обслуживания)
I полугодие 2015 года,
далее - по необходимости
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
3.5.
Включение заинтересованных НКО в информационную систему "Реестр поставщиков социальных услуг Владимирской области"
Поддержание в актуальном состоянии информационной системы "Реестр поставщиков социальных услуг Владимирской области"
Постоянно
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
3.6.
Создание условий для расширения доступа негосударственных НКО к оказанию социальных услуг, в т.ч.:
- подготовка и согласование с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области предложения по изысканию источников финансирования деятельности НКО, предоставляющих социальные услуги;
- подготовка документации о закупке социальных услуг, предоставляемых на дому негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными НКО;
- развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания (обеспеченные финансированием из областного бюджета) путем привлечения к участию в них социально ориентированных НКО, добровольцев, волонтеров, индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги;
- изучение возможности привлечения инвесторов для реализации проекта по открытию учреждения социального обслуживания с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
- разработка и реализация "пилотного" проекта по открытию частных мини-стационаров на дому
Расширение доступа негосударственных НКО к оказанию социальных услуг
(в соответствии с контрольными показателями успешной реализации "дорожной карты")
В течение
2015 года
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
совместно с заинтересованными негосударственными поставщиками социальных услуг
4. Мероприятия, направленные на поддержку деятельности социально ориентированных НКО, добровольчества и социального предпринимательства (информационная поддержка, подготовка кадров и т.д.)
4.1.
Проведение цикла семинаров-совещаний для руководителей и сотрудников социально ориентированных НКО по вопросам предоставления социальных услуг, реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
Повышение информированности поставщиков социальных услуг и их работников
Ежеквартально
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
4.2.
Обеспечение регулярного обучения представителей социально ориентированных НКО, волонтеров, добровольцев по программам:
- "Школа ухода";
- "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов";
- "Персональный помощник для инвалида с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата";
- "Реабилитационная работа с детьми в условиях стационарного социального обслуживания";
- "Социальное сопровождение семьи";
- "Работа клубов родительской самопомощи для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"
Постоянно,
по отдельным программам и календарным планам
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Областные государственные учреждения социального обслуживания и социальной защиты населения
4.3.
Участие в ежегодном форуме "Добросаммит" с целью выявления и привлечения к оказанию социальных услуг социально ориентированных НКО, добровольчества и социального предпринимательства
Повышение информированности поставщиков социальных услуг и их работников
2015 год
4.4.
Подготовка информационно-справочных материалов "Памятка поставщику социальных услуг" (на основании положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации")
01.04.2015
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
4.5.
Открытие "горячей" телефонной линии или тематической интернет-рубрики "вопрос-ответ" для консультирования поставщиков социальных услуг и граждан по вопросам реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
01.06.2015


------------------------------------------------------------------